0
По всем вопросам +7 (916) 719-21-70 Пн - Пт / 10:00-19:00

Избранное

Театр, Танго, Жанр. Особенности фотосъемки

Текст и фотографии: Бобкова Ольга
Меня зовут Ольга. Я занимаюсь фотосъемкой с 2008 года. За этот период принимала участие в многочисленных конкурсах и выставках, в нашей стране и за рубежом. Подробный список на моем сайте (http://olgabobkova.ru/vystavki-i-publikatsii). Из всех жанров в фотографии изначально была и остаюсь влюбленной в жанровую съемку и репортаж.

Премьера спектакля Пазолини "Солнечные мальчики". Постановка режиссёра Татьяны Стрельбицкой

 Фотографирую я многое: фестивали, концерты, цирк, открытия выставок и спортивные шоу, но сегодня остановлюсь на трех видах съемки: театральной, съемке танго-концертов и жанровой съемке. Все эти три вида съемки перекликаются между собой и, с одной стороны, они похожи, а с другой — разные.

Шоу-спектакль «Контора»

Особенности театральной и концертной съемки

 В первую очередь театральную и танго-съемку отличает большая степень ответственности.

Когда снимаешь жанр — то снимаешь, как правило, для себя, в свободное время и даже если «кадр не пошел» и вдохновение не пришло — ничего трагического не случится. Ну не поймали удачу за хвост, не сложилось — зато погуляли и воздухом подышали. Хорошо время провели.

В театральной съемке так не получится. Тут на вас ложится груз ответственности перед организаторами, которые дали вам возможность провести съемку и перед актерами или танцорами, которых вы, собственно снимаете. Значит, вам нужно в ограниченное время снять максимально качественно с технической точки зрения (ибо свет на разных спектаклях или в течение одного концерта, может очень сильно отличаться) и умудриться поймать при этом максимальный эмоциональный пик эпизода.

С опытом, конечно, все становится проще. Один глазом в видоискатель, а вторым — приглядываем, что творится в остальных частях сцены, что бы в случае чего — среагировать и успеть запечатлеть момент.

Серийность снимков

По — поводу серийности. Однозначно НЕ серией. В исключительных случаях можно сделать 2 кадра подряд, не 5 и не 10. Вы не на улице, вы в театре. Вокруг люди и они пришли наслаждаться музыкой, игрой актеров, получать удовольствие за свои (часто немалые) деньги, а слушать не ваши щелчки.

Но не всегда фотограф снимает в переполненном зрителями зале. Часто для съемок спектаклей организуют пресс-показы, на которых можно ощущать себя свободнее и не волноваться за душевное спокойствие зрителей рядом.

Фотосъемка спектаклей

На спектакле и на концерте есть свои плюсы и минусы. На спектакле нет (как правило) того бешеного ритма, как в танго. Там все гораздо спокойнее и поймать момент проще. Накал страстей, нарастающий, часто тоже виден и можно понять, к чему готовиться и легче предугадать, когда нажимать кнопку. Наличие реквизита на сцене помогает строить гармоничный кадр, но, тем не менее, главные не сцене все же не реквизит, а люди. Их эмоции, взаимодействия.

Чтобы кадр заиграл, чтобы он жил и его хотелось рассматривать — надо вкладывать в каждую съемку частичку себя. Если руками снимать, а в голове в это время будут какие-то отвлеченные мысли про покупку молока или о том, сколько снимаемый в данный момент спектакль соберет в последствии лайков или подписчков — врят ли получится что-то стоящее.

Спектакль «Семейный ужин в половине второго» в театре "Содружество актеров Таганки"

Спектакль «Флайтер» в Театре Луны. По мотивам книги Ричарда Баха "Чайка Джонатан Ливингстон" 

Фолк-мюзикл «Ночь перед Рождеством» в театре "Русская песня"

Спектакль «Мы — цыгане!»

Танго. Фотосъемка за 2 минуты

Танго — это тоже спектакль, только сыгранный двумя душами. С этим танцем я встретилась в 2012 году, когда пришла в танго школу учиться танцевать. Мне потребовался год, что бы погрузиться в этот танец и начать понимать его философию, тонкости взаимоотношений и еще массу всего неуловимого, что читается между строк, но так сложно описать словами. Через год после начала обучения я попробовала снимать танго-концерты и мне понравилось, я увлеклась.

Каждая протанцованная мелодия — это маленькая жизнь. Только в обычном спектакле жизнь или эпизод из нее проживается за пару часов, а в танго — за пару минут. И важно поймать камерой не только изящный элемент, но и постараться передать характер, эмоции. Страсть, нежность, гнев, ярость — все это проносится перед глазами зрителей и фотографа за доли секунды и это мгновение надо поймать. Можно сказать, тут просыпается первобытный азарт охотника, когда есть только один выстрел. Следующий — будет иным. Даже если прийти на выступление этой же самой пары и посмотреть вновь этот же танец — он уже будет отличаться. В нем та же хореография, но... эмоции и уже чуть-чуть другие.

Выступление Елены Кузнецовой и Макса Извекова в Московском Мюзик-Холле

Выступление пары танцоров на сцене Государственного Кремлевского Дворца
в рамках праздничного шоу «Танго страсти Астора Пьяццоллы»

Выступление оркестра Solo Tango Orquesta Tipica в Московском Мюзик-Холле

Гала-концерт танго-фестиваля «Ночи Милонгеро» в Московском Мюзик-Холле

Технические параметры съемки в зале

Как же поймать тот самый «решающий момент»? Какие параметры выбрать в настройках? Выдержка, диафрагма, чувствительность. У многих эти слова вызывают священный трепет. Бояться их не стоит, лучше практиковаться и помнить несколько правил.

Техника для концертной, театральной и прочей репортажной съемки (о жанровой, творческой мы сейчас не говорим) все же имеет значение. Возможности финансовые у всех разные, но чем светосильнее ваш объектив и чем совершеннее камера, тем проще Вам будет справиться со съемкой в условиях слабой освещенности.

Театральный (и концертный) свет может быть очень красив с эстетической точки зрения, для восприятия зрителем, но с точки зрения съемки могут возникнуть трудности. Если сцена освещается недостаточно, потребуется увеличивать значение чувствительности, которое, в свою очередь, может повлечь за собой появление так называемого «цифрового шума». Количество «шума» на фото портит качество фотографии в той или иной степени. Да, частично, этот дефект нейтрализуется в графических редакторах. При публикации на сайтах и в соцсетях, ухудшение качества картинки не столь заметно. Исправления будут видны при просмотре фотографии в максимальном увеличении и при печати (афиш, постеров, каталогов и т.д.)

Какие параметры выдержки и диафрагмы выставить перед началом съемки? Ответ зависит от многих параметров, о них уже я не раз говорила: освещенность, степень активности актеров или танцоров на сцене. Значение имеет даже цвет одежды героев Вашей съемки. Темная одежда может быть не видна на фоне темных кулис, а светлая (в лучах софитов) может потерять детализацию и оказаться пересвеченой. Поэтому необходима быстрая реакция на малейшие изменения на сцене и, по возможности, короткая выдержка.

Выступление Дмитрия Васина и Сагдианы Хамзиной в Московском Мюзик-Холле

Выступление Giggio Giovanni и Янины Радзишевской в Московском Мюзик-Холле

Уличная съемка

Спектакли в театре снимать интересно, эти съемки много дали мне в плане профессионального роста как фотографа и в личностном плане, но уличная, жанровая съемка не менее интересна. Все слышали фразу, авторство которой приписывают Шекспиру «вся жизнь — театр, а люди в нем — актеры». Жанровая, уличная съемка не менее интересна. Для нее дороговизна вашего фотоаппарата и класс объектива не принципиальны. Даже если из-за слабого освещения картинка будет не идеально-звенящая — это не критично.

«Левитация»

«Незнакомка»

«Зима в Кенозерье»

«Прекрасное далёко»

«Эволюция»

 «Красовенько!» 

Жанровая, стрит-съемка и репортаж настолько тесно переплетаются, что иногда сложно дать определение, что же мы сейчас записываем на нашу матрицу или пленку. А может быть и не всегда нужно давать всему определения и раскладывать по полочкам. На мой взгляд, главное — добавлять в каждую съемку немного себя, чтобы получились не просто фотки, а фотографии, которые затронут зрителя, передадут атмосферу отснятого мероприятия, позволят зрителю почувствовать себя в том месте и в то время.

 

Об авторе

Ольга Бобкова: "Как я попала в фотографию? Мечтала. Все девочки хотят быть принцессами и волшебницами. Я же девочка и мечтала быть волшебницей, которая умеет останавливать время. Период любопытного подсматривания за тем, как папа в ванной пленки проявлял меня тоже стороной не обошел. 

Потому что нравится ловить момент, эмоции, останавливать время. Когда герои в кадре живут без моего вмешательства, когда кадр не постановочный (или с минимальным вмешательством). Фотографии, в общепринятом смысле, не училась. Прошла курс по обработке в лайтруме в Академии Фотографии. На этом, по большому счету, мое фотообразование в плане получения «корочек» закончилось.

Училась по книгам (Лапин, Дыко, альбомы Брессона и Лагранжа и многих других) и снимала все подряд: фестивали, концерты, уличных музыкантов, ярмарки... все общедоступное, для чего не требовалось получение аккредитации, а потом показывала отснятое людям, мнению которых я доверяю. Получала «разбор полетов», вздыхала и шла снимать дальше, учиться чувствовать кадр, учиться погружаться в происходящее и в то же время оставаться наблюдателем по эту сторону объектива. Из всех жанров в фотографии изначально была и остаюсь влюбленной в жанровую съемку и репортаж."

 

comments powered by HyperComments

Звоните! Будем рады вас услышать.

+7 (916) 719-21-70

Свяжитесь с нами
Copyright © 2018 найтимастера.рф Поиск мастеров в Москве и Московской области